До прибытия в Республику Казахстан необходимо помнить, что на территории страны повсеместно применяются индивидуальные идентификационные номера (ИИН) для получения физическими лицами цифровых государственных услуг, оплаты налоговых и иных обязательных платежей. Те же требования по предъявлению документов, содержащих ИИН, распространяются и на иностранных граждан постоянно и временно пребывающих на территории нашей страны.
Так без присвоенного ИИН иностранные граждане не могут пройти процедуру государственной регистрации юридических лиц (например, ТОО) или недвижимого имущества, не могут вступить в трудовые отношения или воспользоваться услугами банков по открытию и ведению счетов. Поэтому для полноценной работы и ведения бизнеса иностранцам необходимо получить ИИН.
Что делать нерезидентам по прибытию в Казахстан?
Уведомление о прибытии иностранного гражданина осуществляется в течение 3 рабочих дней с момента его приезда в РК в миграционной службе: необходимо иностранному гражданину в явочном порядке обратиться в миграционную службу города и уведомить их путем предоставления информации/данных, указанных ниже.
Необходимая информация/документы для подачи уведомления:
• Четкая копия паспорта (Действительный загранпаспорт. Срок действия паспорта не должен истекать ранее, чем через 3 месяца после истечения срока действия регистрации);
• Планируемый адрес проживания в РК;
• Данные о пребывании (цель прибытия).
Важно! Необходимо уведомить миграционные службу в течение 3 рабочих дней о каждом въезде/выезде иностранного гражданина.
Индивидуальный Идентификационный Номер (ИИН) - нужен для получения любых цифровых государственных услуг в Казахстане. Условно это ваш уникальный код в базе данных людей, имеющих право на получение сервисов и госуслуг.
Для открытия, к примеру банковского счёта в Казахстане, иностранцу необходимо получить ИИН. Сделать это можно:
• удаленно через сервис КазРег, отправив на электронную почту info@lifeandfin.ru цветной скан загран паспорта;
• лично посетив Центры обслуживания населения (ЦОН);
• по доверенности, что предоставляет право получение вышеуказанной государственной услуги по нотариально заверенной доверенности иностранца.
Какие документы необходимо предоставить иностранцу для получения ИИН?
Для получения ИИН в явочном порядке в ЦОН необходимо предоставить:
•заявление;
•документ удостоверяющий личность. В случае, если в документе, удостоверяющем личность иностранца, отсутствует написание установочных данных (фамилия, имя, отчество (при его наличии), место рождения) на кириллице или латинице, необходимо приложить соответствующую копию нотариально заверенного перевода документа (т.е. перевод ФИО иностранца на кириллицу (если в паспорте латиница), или на латиницу (если в паспорте кириллица).
нотариально удостоверенная доверенность, в случае обращения представителя услугополучателя.
После получения ИИН в ЦОНе можно сразу зарегистрироваться в БМГ (база мобильных граждан) и выпустить электронную цифровую подпись (ЭЦП) для того, чтобы пользоваться государственными услугами - онлайн.
ИИН применяется:
государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц или учетной регистрации (перерегистрации) филиалов и представительств,
государственной регистрации (перерегистрации) индивидуальных предпринимателей,
осуществлении платежей и переводов денег, в том числе, при перечислении ОПВ и социальных отчислений,а также исполнении налоговых обязательств,
открытии и ведении банковских счетов в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций,
государственной регистрации объектов недвижимого, движимого имущества, а также иных объектов, приравненных к недвижимым вещам,
выдаче документов разрешительного характера,
выдаче документов регистрационного характера,
при регистрации актов гражданского состояния,
выдаче документов, удостоверяющих личность,
выдаче военного билета, удостоверения личности офицера,
статистическом учете,
осуществлении внешнеэкономической деятельности,
регистрации избирателей на выборах и участии в республиканских референдумах,
ведении информационных систем центральных государственных органов и иных государственных учреждений,
других случаях, установленных законодательными актами РК.
Иностранные граждане должны получить ИИН в следующих случаях:
открытие текущего счета в казахстанских банках;
если иностранец получает доходы из источников в РК;
приобретение имущества в РК, которое облагается налогами;
при назначении иностранцев руководителями юридических лиц, являющихся резидентами в РК;
при назначении иностранцев руководителями филиалов, представительств юридических лиц нерезидентов.
Для открытия счёта в Казахстане иностранцу необходимо получить ИИН
Казахстанские банки не высылают карты по почте за рубеж, поэтому получить их можно только на руки. Сделать это могут также посредники с нотариальной доверенностью. Также для регистрации в мобильном банкинге казахстанских банков держателю карты нужна SIM-карта местного оператора мобильной связи.
Для открытия банковской карты в казахстанском банке нужно обратиться в любое отделение этого банка. Точный перечень документов и правила открытия банковских счетов зависят от выбранного вами банка второго уровня.
При себе у вас должны быть:
1. Мобильный телефон с казахстанским номером.
2. Загранпаспорт.
3. Любой из документов, подтверждающий наличие ИИН:
- оригинал или копию свидетельства о налоговой регистрации;
- подтверждение, выданное ЦОН — Регистрационные данные физического лица;
- свидетельство о регистрации индивидуального идентификационного номера;
- документ с gov.kz — Реестр налогоплательщиков РК.
4. Любой из документов, подтверждающий право находиться в Казахстане:
- виза или документ, заменяющий визу;
- уведомление о пребывании иммигрантов;
- уведомление о прибытии иностранца;
- справка о временной регистрации иммигранта;
- регистрация в паспорте по месту жительства;
- штамп в паспорте о пересечении границы РК;
- иной документ, подтверждающий право въезда и пребывания иностранца на территории РК.
Иностранные граждане, имеющие штамп о пересечении границы Казахстана, могут открыть карту в течение 30 дней со дня въезда в страну. Другие документы, подтверждающие право находиться в Казахстане, не потребуются.
До получения вида на жительство в Республике Казахстан (ВНЖ) необходимо получить разрешение на временное проживание (РВП). Это требуется для легального нахождения на территории страны. Для получения РВП необходим легальный въезд в страну. Основания для получения ВНЖ:
открытие бизнеса,
трудоустройство,
заключение брака,
инвестирование, переезд к родственникам,
репатриация.
Обстоятельства, которые могут облегчить получение ВНЖ: ранее имевшееся казахстанское гражданство или рождение самого иностранца в Казахстане, рождение ребенка в Казахстане или наличие здесь близких и дальних родственников. Более подробно о том, как получить ВНЖ в этой стране, можно прочитать на gov.kz.